Модные кнопки

Производители
Германия
BRUNNER
SCHIDEL
Wolfshoher Tonwerke
Чехия
HOXTER
Россия
GREENEX
Бельгия
M - DESIGN
Швеция
CONTURA

История каминного искуства

Камин – прообраз очага, согревавшего человека с древнейших времён, приобретает в последнее время особую популярность. В переводе с латинского камин и означает «очаг». Очаг открытого огня создает особую атмосферу в комнате – уют, тепло, спокойствие. Приятно разжечь костер в ненастье обитателю современной комфортабельной квартиры, а еще лучше – в окружении самых близких и дорогих людей в любимом загородном доме.

Широкое распространение камины получили в европейских странах в силу определенных особенностей климатических условий. В Европе в течение года нет столь серьезных перепадов температур, как в России или других странах, и для обогрева помещения требуется не такие значительные усилия. Однако известны факты наличия аналогов камина и в азиатских странах. Так, например, в Японии источником тепла в традиционном доме (как и в ряде замков Европы) служили переносные металлические, глиняные или керамические жаровни (хибати) с тлеющем древесным углем. Однако "простота" не всегда равнозначна "эффективности" и ощутить тепло, исходящее от хибати, можно было только максимально приблизившись. Существовал и ещё один способ обогрева того или иного помещения – в полу комнаты закрепляли открытый очаг, забитый глиной и топившийся углём. Такой очаг назывался "ирори" и ни в коем случае не использовался для приготовления пищи, максимум – кипятили на нём воду для чая. Этот очаг и был прародителем котацу: над ним ставили низкий столик, который как скатертью накрывали толстым одеялом, а чтобы было удобно (и вообще возможно) ставить посуду и другие предметы поверх одеяла клали толстую деревянную доску под размер столешницы. Вся семья садилась за стол, просовывая ноги под одеяло и подтыкая его за поясницу, чтобы тепло никуда не уходило. Таким образом японцы наслаждались теплом как физическим – от жаровни, так и духовным – от единения с близкими.

Тем не менее, принято считать, что первые камины появились еще в эпоху античности и местом их зарождения является Древняя Италия. Под многометровым слоем тибрского ила остались «законсервированными» существовавшие в те времена города (Помпеи 1, Геркуланум, Остия) со всеми возведенными жилыми строениями. Развалины этих и других известных древнеиталийских городов дают много интересных сведений по истории древнеримского строительства и особенностях отопления жилых помещений. Состоятельные римские граждане возводили в черте города богатые особняки, или домусы, строительство которых обязательно увязывалось с окружающим ландшафтом. Наружные стены домов и жилищ не имели окон, помещения открывались только во внутренний дворик.

Атриум – закрытый внутренний двор с бассейном, куда выходили комнаты для гостей, спальни и остальные помещения дома, был обязательным элементом древнеиталийского особняка. Уже в I веке до нашей эры атриум превратился в самую парадную и официальную комнату-залу, в которой принимали посетителей и велись важные деловые переговоры. В целом в интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор. Примечательно, что отопление в римских домах производилось различными способами, но чаще всего для этой цели использовали бронзовые переносные печи, сделанные в виде красивых чаш или ваз. Были и стационарные отопительные системы по типу используемых в термах (банях). В этом случае в бетонных стенах домов оставлялись каналы, а под полом жилого помещения – незаполненное пространство, по которому и проходил горячий газ, поднимавшийся снизу и обогревавший помещение. В качестве топлива обычно применяли древесный уголь. Известно также, что во многих домах римлян в центральной части залы строились печи-каминусы с открытой топкой, уходящие трубою в потолок. Их порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромностью. Так римские архитекторы стремились воплотить в своих творениях единство красоты и удобства, рационально дополняя роскошь и масштабность дома изысканностью и изяществом интерьера. И в этом отношении камин играл одну из главных ролей.

В эпоху Средневековья камин стал неотъемлемым атрибутом внутреннего обустройства замка. Более того, богато оформленный камин являлся центром интерьера. Отличительной особенностью камина в Средние века становится внушительность размеров. В нем могли изжарить на вертеле бычью тушку 2. Каминная топка могла достигать размера комнаты высотой в 2-2,5 метра, а в некоторых замках - с небольшой двухэтажный дом. В большинстве случаев камины встраивалась в стену, а дымовая труба опускалась над очагом шатровым навесом, который опирался на консоли или резные столбики. Во многих замках для каминов создавались целые помещения — каминные залы, где хранились военные и охотничьи доспехи доблестных рыцарей. Такие залы обычно украшали богатыми коврами, шкурами, убитых на охоте диких животных, дорогими картинами. Характерными элементамиинтерьера средневекового замка стали стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки устанавливались обычно деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами, часто потолок был украшен декоративной росписью.

В эпоху Возрождения камин окончательно занял свое традиционное место у стены, и в большей степени менялся в художественно-оформительском плане. В первую очередь, это коснулось материалов, которые использовались при изготовлении и украшении камина. Вместо булыжника появились благородные гранит, мрамор, мозаика. Затем усложнилась композиция порталов камина, появились колонны, пилястры, элементы античной мифологии. Без элементов украшения не остается ни одна часть камина, даже вытяжная труба декорируется, задняя стенка топки закрывается изразцовым чугунным листом, а верхняя и нижняя части оформляются карнизом и концолем соответственно.

Во время господства классицизма в Европе самым распространённым материалом для камина становится черный мрамор, подчеркивающий изысканную строгость, элегантность и неповторимый стиль старой Англии и имперской Франции. Камины лаконично украшаются военными эмблемами и древними орнаментами, а сам портал обрамляется колоннами и скульптурами. Как правило, на карнизе камина располагаются вазы, шкатулки, часы и статуэтки, тонкая намекая на неброское богатство интерьера. К применяемым для отделки камина традиционным материалам добавляется и дерево. Деревянные порталы с выполненной по ним причудливой резьбой потрясающе красивы, они выполняются в том же стиле, что и стены помещений. Сегодня дубовый деревянный резной портал можно встретить разве что в музее.

В это время камин есть практически в каждом доме. С одной стороны, камин – все тот же предмет интерьера, подчеркивающий амбициозность аристократической прослойки общества. Тому свидетельство - неповторимые дворцы и имения Англии, Германии, Франции, Голландии и европейских других стран XIX века. С другой стороны, треск сухих поленьев в камине, обволакивающее тепло и завораживающий танец огня вдохновляли людей искусства (писателей, художников, композиторов) на создание шедевров в литературе, живописи и музыке. Наконец, простой человек в холодные вечера при помощи камина имел возможность обогревать свой дом, наслаждаясь особым теплом очага и семейным уютом.

Таким по своей сути камин является и сегодня. Он не только средство обогрева жилого помещения, один из важнейших элементов современного интерьера, это еще и источник вдохновения, и символ незыблемости семейного очага.



К списку  Вернуться назад
© Firera, MMV-MMXV

Наш телефон: (495) 771-19-41


29/04/2024,04:29
разработка сайта: Omnicom